Главная Почта Магазин Справочник Рассылка Ссылки English

СПРАВОЧНИК

РАССЫЛКА

Подпишитесь на рассылку и вы будите регулярно получать новости сайта>>>>

СЛОВАРЬ СТИЛЕЙ:


ИСТОРИЗМ

(нем Historismus, от греч. historia — исследование, изыскание) — термин употребляется в двух основных значениях. Первое — основное содержание художественного мышления вообще, в равной степени, хотя и в различном качестве, свойственное и Классицизму, и Романтизму: Историзм — это основа, "культурная память" искусства, залог его духовности, "связующая нить" поколений. Художественное мышление по своей сути всегда исторично, поскольку оно обеспечивает духовное единение людей во времени и пространстве, непрерывность и преемственность идей. Именно такой смысл имело для древних греков слово "история". Наверное, не случайно в античности матерью Муз, покровительниц различных видов искусства, считалась богиня Памяти Мнемосина (греч. mnemosina — помнящая). Поэтому и Музы — служительницы памяти, истории. А самой страшной карой богов была утрата памяти. Классицизм как художественное направление, ориентированное на идеалы ясной, рациональной, завершенной гармонии, получившей наиболее яркое воплощение в искусстве древнегреческой классики, историчен. Но совершенно иной смысл имеет историзм Романтизма. Одна из главных черт общеевропейской христианской культуры — линейная концепция времени. В отличие от представителей древнсэллинскои, восточной культур, живущих в замкнутом, циклическом пространствевремени, европеец мыслит себя в непрерывном движении от прошлого к будущему. Он ищет смысл бытия в истории. "От первых дней Творения... человек находится в историческом, и историческое находится в человеке"3. Человеческое мышление нельзя выделить из истории, поэтому и всякая осмысленная творческая деятельность, прежде всего художественная, исторична, в ней навсегда сохраняется прошлое и видится будущее. Художественное мышление осуществляется с помощью "исторической памяти человечества", и особую роль здесь сыграло христианство, являвшееся всегда "в высшей степени динамичной исторической силой" '.

В историческом пространстве-времени христианской культуры в течение многих веков воспитывалась личность художника-европейца. Поэтому христианский историзм неизбежно находит отклик в душе творческой личности. Также, как для любого человека в решающие минуты мысленно пролетает вся жизнь, так для художника, в момент крайнего творческого напряжения, "оживает история". Не случайно художественные стили европейского искусства мы называем "историческими". Историзм — главное свойство интеллектуального творчества — означает "мысленное странствование" в пространстве и времени, когда все существующее становится близким, понятным и дорогим. Это свойство всегда отличало русских художников (см. русское искусство, "русский стиль"). Подобное понимание историзма ведет к декоративности художественного образа (см. также контекстуализм). Вне историзма находится лишь искусство авангарда. Для авангардиста (как правило атеиста) историзм — пустой звук, синоним академизма и ретроспективизма.

Историзм художественного мышления имеет и еще один глубочайший смысл. Материальные памятники искусства не вечны, рано или поздно они разрушаются и исчезают навсегда. Но сохраняются в духовной памяти людей, поскольку исторический художественный опыт передается от поколения к поколению и находит свое выражение в каждом новом произведении искусства. И этот процесс бесконечен. Поэтому художественное произведение, не как материальный объект, а как предмет духовности человеческого существования, можно сравнить с деревом, имеющим мощные корни в прошлом и густую крону в будущем. Техническое исполнение — только его ствол.

В мировоззрении романтиков историзм — внутренняя потребность, глубоко индивидуальное, субъективное переживание времени. Поэтому в качестве основного принципа художественного творчества историзм был выдвинут теоретиками Романтизма на рубеже XVIII-XIX вв. Отсюда особый интеллектуализм и "множественность художественной памяти" творчества романтиков, переосмысливающих искусство прошлых веков, откуда можно черпать любые "исторические" стили. Утверждение полной свободы творческой личности, свойственной романтическому мышлению, позволяло произвольно выбирать тот или иной стиль, что, по существу, было началом эклектики.

Подобная тенденция художественного мышления стала проявлять себя прежде всего расширением представлений о классическом искусстве древности, в сравнении с теми, которые давал И. Винкельманн. Это искусство оказывалось чрезвычайно многообразным, включающим не только "типично классические", но и восточные элементы, не укладывающиеся в излюбленный академистами канон. Например, полихромия греческой архитектуры и скульптуры, в полной мере осознанная лишь к началу XIX столетия. Даже теоретики французского Ампира — наиболее нормативного варианта классицистического мышления — Ш. Персье и П. Фонтен писали: "Красота и совершенство памятников архитектуры XV в. пригоднее для наших целей, чем красота и совершенство построек Греции и Рима".

Историзм в русском искусстве начался с движения "национального романтизма" начала XIX в. и выразился в поисках национальных основ, исторических корней. Этот процесс проходил на фоне кризиса академизма, признававшего лишь ценность античных канонов. Показательна в этом плане деятельность нового президента Петербургской Академии художеств А. Оленина, проводившего с 1817г. ряд реформ, заключавшихся, в частности, и в том, чтобы будущих художников обучать классическому наследию не только греко-римской культуры, но также "египетской, византийской, готической, персидской, китайской, мавританской" и даже "южноамериканской" 3. На такой широкой образовательной программе предполагалось решать задачи поиска нового национального стиля современной архитектуры.

В другом, более узком смысле, термин "историзм" стали использовать относительно недавно, в середине двадцатого столетия, для обозначения ретроспективного художественного мышления, с особой силой проявившегося во второй половине XIX в. Однако, ввиду эклектичности такого мышления под историзмом именно в этом смысле следует понимать не стиль, как это иногда делают, а только определенный период, в рамках которого существовало множество неостилей.

Началом периода Историзма считается Всемирная выставка в Лондоне 1851 г., на которой особенно сильно прозвучало стремление возродить художественные стили прошлых веков. Вместо термина "историзм" — его тогда еще не придумали — повсеместно употреблялось слово "ренессанс". Ренессансом стали называть не только возрождение классических форм античности с большой долей так называемого "этрусского", или "помпеянского" стиля, но и Готики, Барокко, Рококо. В Англии появилось готическое, византийское и елизаветинское Возрождение. В Германии — немецкий "неоренессанс". На севере Европы возрождали "голландско-гамбургский" стиль мебели XVII в., а во Франции — стили всех Людовиков (см. королевские стили; "дантеска"; "кафедральный стиль"; "трубадур стиль"). После господства второго рококо в 1870-1880-х гг. наступает период третьего рококо. 1850-1860-е гг. во Франции — время Второго Ампира, а к началу XX столетия появился даже необидермайер. Художники и фабриканты начали копировать музейные образцы, мебель, итальянскую майолику эпохи Возрождения, немецкое художественное серебро, дельфтские фаянсы, керамику Б. Палисси.

Новые технические возможности, с одной стороны, приобщали к художественным стилям прошлого широкие круги потребителей, а с другой — наводнили рынок огромным количеством подделок. Это породило массовое коллекционирование, любовь к вещам, сделанным "под старину". Крайне негативным последствием широкого распространения такого "историзма" стала тенденция подмены материалов: тонированный гипс вместо бронзы, позолоченная жесть вместо золота, папье-маше вместо резного дерева. Новая технология промышленного производства позволяла заказчику выбирать любой стиль и воспроизводить его в любом материале с любыми желаемыми изменениями и дополнениями. Это и породила главное негативное следствие "историзма" — эклектику.

В области оформления жилого интерьера стало характерным превращение его из "архитектурного" в "вещный", подмена художественной организации архитектурного пространства простым наполнением предметами, как правило, различными по стилю: мебели, драпировок, светильников, цветов, скульптуры, фарфоровых фигурок, различных сувениров, "изящных мелочей". Причем это наполнение было почти всегда избыточным, чрезмерным, что, вероятно, должно было выражать идею благополучия, уюта, богатства. Особенно неприятное впечатление такие интерьеры производят по контрасту со строгим классическим стилем, господствовавшим в предыдущую эпоху. Наиболее ярким проявлением этой тенденции был так называемый "викторианский стиль", на своем крайнем полюсе переходящий просто в мещанство и пошлость. Если же грамотному архитектору удавалось добиться некоторой целостности — чаще это получалось в дворцовых, парадных апартаментах,— принцип историзма выливался в открытую стилизацию.

В изделиях декоративно-прикладного искусства — на первом месте в это время были фарфор и стекло — преобладала тенденция подмены естественных свойств материала демонстрацией их необычных качеств, "зрительного форсирования" формы и цвета, господства вычурных форм с обилием декора, сочетания росписи, рельефа и позолоты. Были модны изделия из сплошь вызолоченного, молочного или многослойного цветного стекла с шлифованием и глубокой резьбой, выявляющей его причудливую слоистую структуру. Подобная пышность еще более усиливала насыщенность интерьера.

Каковы же были причины возникновения и распространения подобного "историзма"? Ведь историзмом, в определенном смысле слова, был любой художественный; стиль после Классицизма эпохи Итальянского Возрождения, впервые открыто, программно возродившего античность. В середине XIX столетия историзм значительно расширяет свои границы. В него включаются формы самых различных культур. Это говорит о том, что историко-культурные условия оказались неблагоприятными для формирования нового стиля и прогрессивного художественного мышления, и художники видели источники современного стиля только в прошлом. Беда состояла в том, что исторические стили прошлого уже исчерпали внутренние возможности своего развития и были не способны более к "естественному" существованию. Опытные художники это понимали и старались эти стили "улучшить", применяя новую школу рисунка, проектирования и технологию обработки материалов, но форма оставалась старой. Формализм историзма и заключается в том, что новое содержание одевалось в старую форму. В методическом плане это выглядело как стилизация. В тех случаях, когда историческая стилизация применялась художником с легкой иронией, грустью, ностальгией и тонким ощущением игры, она давала положительный эстетический эффект, когда же заменялась грубой подделкой, обманом, вызывала лишь раздражение у наиболее образованной и художественно воспитанной части общества. Не случайно именно в процессе борьбы с "историзмом", стилизацией и эклектикой наиболее передовые художники своего времени создавали "новый большой стиль" — "стиль модерн". В искусстве Модерна, как бы подводящим итог многовековому развитию европейских художественных стилей, лучшие и худшие черты историзма соединились с символизмом. Характерный пример: картина К. Петрова-Водкина "Купание красного коня" (1912), оригинальность которой раскрывается в реминисценциях древнерусской иконописи и фрески, фризов Парфенона, византийских мозаик, живописи Гогена и Матисса.



ВЕРНУТЬСЯ К СПИСКУ



ЛУЧШИЙ АНТИКВАРНЫЙ МАГАЗИН
"СТАРИНА НА ЛИГОВКЕ" -
ТЫСЯЧИ ПРЕДМЕТОВ В ПРОДАЖЕ ON-LINE

Сайт создан в системе uCoz